Кинофестиваль вновь собирает своих зрителей
В субботу, 19 октября, в Киеве открылся уже 43-й по счету Международный кинофестиваль «Молодость». Он продлится с 19 по 27 октября. За 9 дней зрителям покажут 300 фильмов. Пресс-атташе «Молодости» Анна Корягина рассказывает, какие события фестиваля пропускать ну никак нельзя .
— Генеральный директор международного кинофестиваля «Молодость» Андрей Халпахчи рассказывал в одном из интервью о том, что «бочек с икрой» на банкетах «Молодости» не будет. И все-таки, как удается ежегодно находить ресурсы и устраивать такое масштабное кинособытие?
— Очень трудно даже с 43-го раза объяснить нашим зрителям, что «Молодость» — это фестиваль рабочий. То есть, мы даем старт новым режиссерам. Мы фактически доверяем им: наша конкурсная программа базируется на дебютах. Поэтому очень трудно находить эти ресурсы.
С каждым годом понимаешь, что все больше людей этим интересуется. И украинское кино, в частности, становится интересным на протяжении последних трех лет. Что касается украинских участников, то ресурсы находятся немного легче.
— В этом году кинофестиваль «Молодость» откроется новым фильмом польского режиссера Анджея Вайды «Валенса. Человек надежды». Почему выбран именно этот фильм?
— «Молодость» продолжает традицию открываться фильмами известных польских мастеров. Несколько лет назад мы открывались «Варшавской битвой» Ежи Гофмана. Вообще польские режиссеры — частые гости на нашем фестивале.
Анджей Вайда — друг фестиваля. Он неоднократно приезжал в Киев. Его фильм, на наш взгляд, очень своевременный. Несколько месяцев назад на Венецианском фестивале Анджей Вайда получил приз за вклад в мировой кинематограф, представив этот фильм. Фильм, я напомню, о Лехе Валенсе, человеке, который в свое время изменила жизнь своей страны. Мы считаем, что фильм – актуальный, и его следует привезти в Киев. Тем более, что он будет показываться не только на церемонии открытия, его будут показывать и на других фестивальных локациях.
— Мы спросили прохожих на улицах Киева, видели ли они последний украинский фильм. Почему, как оказалось, украинцы так мало знают о своем кино ?
— Я надеюсь, что это можно исправить, причем в ближайшие несколько лет.
А на самом деле они фильмы знают. Это можно проследить даже по фестивалям «Молодость». В прошлом году у нас было меньше лент. В этом году в нашем конкурсе и внеконкурсных программах значительно больше украинских лент производства 2012/2013 года.
Я не согласна с тем, что украинское кино нет. 23 украинские ленты — только в нашем короткометражном конкурсе. Поэтому мы можем сказать, что движемся вперед.
— Каждый год фестиваль «Молодость» в рамках национального конкурса представит «пакет» украинского кино. Вы можете подробно рассказать, чем дышит и куда движется украинское кино. Есть ли прогресс в таких сложных для кинематографа условиях?
— Это закономерно, что именно последние три-четыре года мы прогрессируем. Нужно время для этого развития. И последние три года появляются ленты на кинофестивале (как крупные, так и маленькие ). Они концентрируют внимание публики.
Если 4 года назад мы могли говорить только о короткометражных лентах украинского производства, то сегодня мы можем сказать и о полнометражном филме. Я напомню, что две недели назад в прокат за неделю вышли три украинских ленты. Такого раньше не было. Это просто естественный процесс, который длится не один год, не два, но результаты мы уже видим (хотя бы посмотреть по результатам проката полнометражных украинских лент ).
— Но об этих лентах опрошенные на улицах люди почему-то не вспомнили. Это связано с качеством кино, качеством продвижения или готовностью аудитории?
— Мне кажется, это все три фактора имеют место. Хотя замечаний к рекламным кампаниям этих фильмов нет. Как раз вчера я сидела в кинотеатре «Киев» и шел украинский фильм. И на него шли, хотя показывали его уже вторую неделю. Мне кажется, что это дело времени.
Вышел две недели назад «Иван Сила». Это детское кино. Я сама видела, что в зале сидят как дети, так и взрослые (причем взрослых было довольно много). Мне кажется, что аудитория за 2-3 года будет готова воспринимать любой контент украинского производства, а контент достигнет того уровня, что его можно будет показывать и на международном уровне.
Само украинское кинопространство достаточно сильное. «Иван Сила» вышел в прокат уже две недели назад, но мы согласились, чтобы этот фильм открыл нашу детскую программу (в этом году у нас «изюминка» — мы впервые показываем детскую программу «Молодость детям» ).
Мне кажется, что дело не только в продвижении, но и в людях, которые это кино делают. В последние годы как-то это все больше делается «вместе».
— В прошлом году гран-при фестиваля получила лента греческого режиссера ( Бабис Макридис, «L» ). Есть ли шанс, что в этом году награда останется в Украине?
— Мы боимся делать прогнозы. Но надеемся, что украинская лента все-таки выиграет.
В этом году один полнометражный фильм участвует в международном конкурсе — «Такие красивые люди» Дмитрия Моисеева. Честно говоря, мы на этот фильм возлагаем большие надежды. Он стоит того, чтобы его посмотреть. Надеемся, что жюри его оценит.
— Когда наша журналистка беседовала с режиссером-документалистом Речинским, он ей сказал, что и не надеялся на государственную поддержку, короткометражку снял на собственные деньги, а потом ему предложили помощь в виде комродукции иностранцы. Кто должен платить за производство украинских фильмов?
— Государство должно это делать, но не в таких объемах, как это представляется. Должен быть определенный процент, но предстоит еще финансирование от третьей стороны. Мы к этому движемся. Последние два года копродукция, слава Богу, захватывает украинский кинематограф. Мы рады, что среди рынка копродукции Франция становится к нам все ближе и ближе.
— «Молодость» начиналась как фестиваль молодого студенческого кино. На фестивале оно и сейчас имеет отдельный конкурс. Как Вы оцениваете наше нынешнее молодое кино, по сравнению с зарубежными участниками?
— Очень интересно наблюдать за аудиторией после показов студенческих блоков, когда молдежь выходит из зала. Очень интересно наблюдать за их лицами. Уровень, конечно, не тот, который хотелось бы. Но несмотря на то, что представлены работы студентов разных стран, ты понимаешь, что и взгляды разные. Поэтому это просто какие-то разные плоскости. Я бы не говорила о разном уровне. Это разная плоскость, которую надо воспринять и понять.
Студенческие работы очень интересны. Если даже сравнить с короткометражным конкурсом, где авторы немного старше, все равно студенческие ленты всегда отличаются, их всегда интересно смотреть и сравнивать с представителями других стран.
— В чем проявляется эта «разница во взгляде»?
— Это и тема, и форма. Но тема очень бросается в глаза. В украинских лентах (особенно короткометражных ) любви мало. Украинские ленты больше обращаются к «социалки». Эта тенденция наблюдается уже третий год или даже дольше. Отличаются даже сами техники создания лент и отличаются персонажи фильмов.
— На ком держится украинское кино сегодня — это ветераны или молодые люди?
— Если брать те три ленты, вышедшие в прокат, там есть и молодые режиссеры, и уже признанные мэтры. Это какое-то совместное предприятие, которое держится на «наглости» молодых режиссеров и развитии уже известных мастеров, которые показывают неплохие фильмы ( «Тотктопрошелчерезогонь» имел успех в украинском прокате ).
Но если смотреть те проекты, которые планируются в копродукции, внимание обращается на молодых режиссеров.
В последние годы вперед выходит анимация. Как ни странно, но через три года мы поговорим не только не столько об украинских игровые лентах, сколько об анимации.
— Стоит ли так много внимания уделять социально-политическим составляющим кино? Автор фильма «Тотктопрошелчерезогонь» «Иван Сила» сликом много говорит о таких вещах как «патриотизм», «свое», «гордиться».
— Я думаю, что это уместно, но до определенной степени. Общество никогда нельзя исключить. Но надо понять, что кино — это не только «социалка». Мне кажется, что в украинском кино она всегда будет, но процент ее должен урегулироваться со временем.
— На чем держится нынешний фестиваль «Молодость»?
— «Взрывами года» традиционно является наши конкурсы. Их три — короткометражный, студенческий и полнометражный.
Но и внеконкурсная программа действительно будет взрывом. Во-первых, это «Фестиваль фестивалей». Мы охватили всех победителей фестивалей класса А. Берлин, Сан-Себастьян, Роттердам — все победители здесь.
Очень сильная и интересная программа «French Connection» — франкоязычнле кино (лучшее кино Канады и Франции здесь). Приедет Дени Коте, который представит фильм, только что приехавший из Венеции.
Мы похвалимся двумя ретроспективами. Это первая в мире полная ретроспектива Ульриха Зайля. Он уже приехал в Киев. И вторая — ретроспектива века, фильмы, который вряд ли можно будет еще когда-нибудь увидеть на больших экранах. Это ретроспектива, посвященная столетию великих мастеров кинематографа. Скажем, фильм «Летят журавли» зрители увидят на 35-миллиметровой ленте. Я думаю, что это будет последний такой показ в странах СНГ.
Немецкоязычная программа чрезвычайно сильна
И конечно же, «изюминка» этого года — это детская программа «Молодость — детям». Это конкурсная программа. Судить ее будет детское жюри. Мы собрали 7 детей (школьников из гуманитарных лицеев), которые будут ходить на эти показы и именно они решат, кто же выиграет. 9 лент в конкурсе, 2 спецподии, среди которых, кстати, классика украинского кино «Черная курица, или Подземные жители» Виктора Греся. Это вообще «must see» этой осенью.
Поэтому будет на что посмотреть. У нас около 300 фильмов. 9 дней мы гарантируем зрительское удовольствие.
— На что обратить особое внимание? Персональные рекомендации от «инсайдеров».
— Я бы выделил скандинавскую программу, которая каждый год становится большим взрывом. У нас намечается просто полная палитра скандинавских фестивальных хитов. У нас будет фильм «Боргман». Это спецподия фестиваля. К нам приедет актер Ян Бейвут. Это, пожалуй, самый яркий актер, которого я в этом году видела на экране.
И французская панорама — фильм Дени Коте «Пол и Фло встретили медведя». Это остроумнейшая лента французско-канадского производства из тех, которые выходили за последний год.
— А где именно «все это нельзя пропустить»? Где можно увидеть эти ленты?
— Фестивальные локации — это кинотеатр «Киев», «Октябрь», «Кинопанорама», «Киевская Русь» и показ open-air «За двумя зайцами» (классика украинского кино в оригинальной озвучке состоится под открытым небом на площади Независимости).
— В общем, что прежде всего нужно украинскому кино?
— Украинское кино нужно немножко больше юмора о себе и о других тоже.
И как всегда — пожалуемся: чуть больше ему нужно финансирование. Если оно будет, я думаю, все будет хорошо, и через 5 лет можно будет говорить не о 25 фильмах в короткометражном конкурсе, а о значительно большем количестве и значительно более высоком качестве.
— А «вечно молодому» фестиваля «Молодость» что посоветовать?
— Наверное, «вечно молодому» нужны «вечно молодые зрители», которые ходят в кино, которые любят кино, которые стремятся знакомиться с настоящим искусством и открывать для себя что-то новое. Очень интересно смотреть на зрителей, которые приходят на фестиваль, наблюдать их из года в год, смотреть, как они растут. Хотелось бы увидеть рост аудитории в полном смысле этого слова.
Аудитория увеличивается. У нас больше локаций. У нас в этом году больше показов даже количественно. Детская программа опять-таки расширяет нашу аудиторию.
— Выходит, что помолодела «Молодость».
Интервью Андрея Башенного