Извечный конфликт родителей и их детей переместился в Интернет
Современные родители, как в более богатой Британии, где компьютеры давно стали частью повседневной жизни, так и в Украине, которая сейчас присоединяется к этому процессу ускоренными темпами, находятся в некоторой растерянности. С одной стороны, они хотят, чтобы их дети не отстали от научно-технического прогресса, а с другой — боятся вреда, который компьютеры могут нанести психике и физическому здоровью ребенка. Что может посоветовать наука? Об этом беседа с детским психиатром из Лондона доктором Денисом Угрином.
— Дети, которым четыре года, являются ровесниками нового поколения компьютеров с технологией touch screen. Сейчас можно увидеть ребенка, который еще в пеленках, но уже водит пальчиком в мамином iPhone или папином iPad, поскольку новая технология позволяет малышу с легкостью войти в этот новый технологический мир. Как Вы к этому относитесь, как врач и как отец?
— Я отношусь к этому двояко, как и все нормальные люди. С одной стороны, нет никакого сомнения, что зависимость детей от смартфонов, Интернета, всевозможных гаджетов будет только увеличиваться со временем. Даже сейчас многие дети проводят большую часть дня в виртуальной действительности. Мне кажется, что каким-то образом влиять или пытаться уменьшить вероятность такого развития, скорее всего, не удастся.
С одной стороны, интернет может быть источником знаний, развлечений, социальных контактов, но с другой — компьютеры несут серьезную угрозу здоровью ребенка. Эта угроза касается в первую очередь образования зависимости.
Как детский психиатр, — возможно, моя точка зрения в некоторой степени субъективна, — я очень часто вижу детей, имеющих зависимость от Интернета, компьютерных игр и т.п. В общем, если посмотреть на все зависимости, химические зависимости в частности, поведенческие зависимости, то чем раньше ребенок имеет опыт употребления химических субстанций, например, алкоголя, тем выше риск развития зависимости.
В вопросе интернет-зависимости или компьютерной зависимости наши знания пока не являются такими глубокими, как в случае с химической зависимостью. Даже понятие интернет-зависимости на сегодня весьма расплывчатое. Проблема является относительно новой.
— Многие родители говорят о том, что пользование Интернетом с малого возраста позволяет детям быстрее развиваться: изучать алфавит, арифметику, грамматику. Исходя из своего врачебного и родительского опыта, какие компьютерные правила вы бы посоветовали, чтобы родители установили их для своих детей?
— Нет никакого сомнения в том, что компьютер вообще, и Интернет в частности, предоставляет ребенку большие возможности для ускоренного развития. Проблема наступает тогда, когда компьютер становится главным источником таких знаний и контактов. Дети имеют разные склонности относительно того, как они интересуются компьютером и Интернетом. Есть дети, которые интересуются относительно мало, есть такие, которые интересуются больше.
Наши коллеги в Азии, проводившие подобные исследования, выявили, что количество детей, имеющих симптомы зависимости от компьютера, не так велико, возможно, 2-3 процента. Тем не менее, дети, имеющие зависимость, страдают от нее очень серьезно. Такие элементы зависимости видны, например, когда ребенок проводит за компьютером 17-30 процентов в сутки.
— Исследователь Марк Пренсе, который пишет о технологии в образовании, ввел новый термин, «дигитальные аборигены». Он считает, что дети стали «аборигенами» в мире технологий, а взрослые в нем эмигранты. При этом от ученых можно услышать предупреждение, что время, которое дети проводят перед экраном компьютера, является временем, которое они не проводят с родителями. Или Вы бы посоветовали родителям и детям проводить время за компьютером вместе, чтобы это время было интерактивным для ребенка не только с экраном, но и с его родителями?
— Дети, сидящие за компьютером, не только проводят меньше времени со своими родителями и друзьями, они также меньше имеют шансов проводить его в какой-то антисоциальном среде, совершать преступления и так далее. Я бы не сказал, что время, проведенное в Интернете, обязательно означает какую-то проблему. Несомненно, было бы неплохо, если б родители могли проводить время с ребенком вместе, в том числе, в Интернете.
Я думаю, что наиболее оптимальный вариант, когда родители контролируют, сколько времени ребенок проводит в Интернете. Поскольку проблема возникает тогда, когда ребенок бесконтрольно находится в виртуальном пространстве.
Я полностью согласен, что многие родители становятся приезжими на острове, где живут их дети со своими компьютерами, поэтому возникает определенный конфликт между родителями и детьми. А когда его не было, скажите? Почитайте литературу, хотя бы даже русскую классику, Тургенева, наконец.
Понятно, что большинство родителей никогда не будут так хорошо знать компьютер, как их дети, и многое понять им просто не дано. Но это было во все времена, и я думаю ничего страшного в том нет, что дети всегда чуточку умнее и развитее своих родителей. Тем не менее контроль за ними, их увлечением компьютером и Интернетом, особенно в раннем возрасте, просто необходим.
Беседовала Мария Щур