Изобразительное искусство коренных жителей АмерикиОсобенности индейских рисунков стали достоянием современной индейской живописи не «мирным путем», а в результате мучительной перестройки общинного сознания. Период завоевания континента XVII—XIX вв. подспудно приобщил будущих индейских художников к европейским техническим средствам, а религиозно-мессианские движения индейцев конца XIX в. привели к распространению паниндейской символики (иконография, символы «Пляски духов» и пейотизма). Первыми индейскими художниками «по обстоятельствам» оказались индейские военнопленные в американских пограничных фортах конца XIX в., которые стали творцами т. н. «бухгалтерского искусства» — рисунков цветными карандашами на полях конторских книг. В XX в. развитие индейской живописи протекало в три этапа. И первый из них приходится на 1900—1932 гг., второй — с 1932 до конца 1950-х годов, третий длится по настоящее время. На первом этапе, в условиях строгих запретов со стороны правительства США, индейская живопись развивалась полулегально. Тем не менее в те годы возникли первые центры развития живописи, появились художники, которые, как правило, были еще самоучками. На их творчество оказывала влияние и проблема сакральности тем, запретных для изображения. На Юго-Западе возникла т. н. первая группа художников пуэбло (Кресенсио Мартинес, Ава Тцире, Отис Полелонема, Фред Каботие, Велино Шийе Эррера). Примерно в те же годы в степном регионе выделяется «Пятерка кайова» — Монро Тсатоке, Стивен Мопопе, Спенсер Аза, Дж. Очийя и Джек Хокеа. Все представители «Пятерки» являлись членами того или иного рода внутри племени и приверженцами пейотизма. «Пятерка» развивала преимущественно портретную живопись в отличие от художников пуэбло, тяготевших к изображению сцен обрядовых танцев и других церемоний. Материал предоставлен порталом Удивительный путь . Второй этап развития индейской живописи начался в период «нового курса» Ф. Делано Рузвельта, предусматривавшего некоторый пересмотр индейского вопроса. Живопись стала массовым явлением, индейские художники, обмениваясь опытом, углублялись в традиции, становились на путь эксперимента. Важнейшим творческим объединением в это время была «Студия» в г. Санта-Фе (1932—1937 гг.). В нее входили представители разных племен и регионов; здесь были и крупные имена: Харрисон Бегэй, Эндрю Тсинайинне, Джеральд Нэйлор (навахо), Квинси Тахома, Паблита Веларде, Джо Эррера (пуэбло), Аллан Хаузер (апаче), Оскар Хоу (сиу) и др.
|
К обзору статей | Случайная статья | К обзору статей |
Copyright © 2010 |