Архитектура Кэндзо Тангё
Японский архитектор Тангё обратил на себя внимание уже одной из первых своих построек - Мемориальным центром мира в г. Хиросима,- которую отличал геометризм форм, характерный для рациональных построений функционализма, а также символика в духе национальной традиции.
В дальнейшем мастер отходит от строгой архитектурной формы. Примыкая в какой-то степени к критике функционализма, но оставаясь на позициях рационализма, он возводит здания, отмеченные большим динамизмом, скульптурностью и экспрессивностью. Достаточно вспомнить его олимпийский комплекс Еёги, кафедральную церковь св. Марии или дворец спорта в Такамацу. Кэндзо Тангё отдал дань широкому использованию новых методов строительства как в конструктивном плане (перекрытие больших пролетов, своды-оболочки и т. п.), так и в плане использования новых материалов (например, сборного и монолитного железобетона). Железобетон был поднят до уровня ценного материала, с выявлением всех присущих ему возможностей, с учетом фактуры и пластических свойств что уж совсем расходилось с тем, что долгое время диктовали традиции аристократической культуры. Артистическое обращение с материалом - будь то железобетон, сталь, стекло, пластик или керамика - является отличительной чертой всего японского зодчества, поскольку правда материала всегда была одним из ведущих принципов японской эстетики.
В начале 60-х годов возникает чисто японское, не имеющее аналогов в мировой архитектуре течение - «метаболизм». Оно было вызвано стремлением соединить архитектуру и строительство в хаотично застроенных японских городах. Пробудившийся среди молодых архитекторов интерес к градостроительным проблемам и образовал почву для распространения идей метаболизма. Влияние метаболистов заметно усилилось после присоединения к ним Кэндзо Тангё и его талантливого ученика Арата Исодзаки. Поскольку новые тенденции, появившиеся в последнее десятилетие, пробивали себе дорогу в борьбе с метаболизмом, то мы несколько подробнее остановимся на характеристике этой архитектурной теории.
В 1960 г. на международной конференции по дизайну в Токио молодые архитекторы Фумихико Маки, Масато Отака, Киёнори Кикутакэ, Кисё Курокава и архитектурный критик Нобору Кавадзоэ объединились в особую группу. Этой группой и были сформулированы, основные положения теории метаболизма. В них нашел отражение ряд принципов западной «новой архитектуры» (прежде всего рационалистический подход к решению архитектурных задач, акцент на использовании новейших достижений науки и техники). Вместе с тем эта теория несла на себе отпечаток специфического японского мироощущения. Ее появление было подготовлено принципами, сложившимися в японской культуре. Идеи метаболистов сопоставимы с традиционным японским взглядом на природу, согласно которому все явления воспринимаются и интерпретируются в соответствии с законами окружающего человека естественного мира. Часто говорят, что «греки наблюдают природу через человека, японцы же, наоборот, наблюдают человека через природу».
|