Выставка творчества художника середины ХХ века Ивана Иванова

В Харьковском художественном музее открылась выставка одного из интересных представителей украинского искусства ХХ века, художника с достаточно смешным именем - Иван Иванович Иванов (1894-1968). Выставка, на которой, будто под микроскопом, можно увидеть один из самых драматических процессов 1920-1930-х и более поздних годов: рождение советского соцреализма из авангарда и модернизма времен революционных и послереволюционных экспериментов.

Типичными представителями условно авангардной части творчества Иванова представлены эскизы разнообразной агитации, некоторые книжные обложки, картины с элементами пародии на тему "непманского" образа жизни (любимый объект социально этичной критики целого тогдашнего советского изобразительного искусства) двадцатых годов. Но есть на выставке и другая линия, более серая, менее выразительная. Воплощение соцреалистической части выставки - например, работы, посвященные жизни в Украине под нацистской оккупацией, победе и послевоенному восстановлению. Их, конечно, спасает внутреннее напряжение изображенных сцен и "легкая рука" автора. Однако необходимая степень триумфа, условного реализма, сдержанности фантазии - к вашим услугам. Интересно, как сообщается в информационной части выставки (там можно увидеть немало биографических материалов об Иванове, фотографий, документов, писем), именно за серию "подоккупационных" произведений Ивана Иванова исключили из советского Союза художников. Наверное, они показались недостаточно героическими.

Стилистические мутации украинского советского изобразительного искусства - вообще интересная тема. Появление соцреализма тяжело назвать следствием лишь властного давления и репрессий. Парадоксально, но его фундаменты в большой степени закладывались свободолюбивым авангардом. Абсолютизацией условности, отходом от полутонов, декларативностью, распространенной политической заангажированностью, схематизмом.

Поэтому черты, которые при одних обстоятельствах делали изобразительное искусство свежим, интересным, экспериментальным и стройным, достаточно легко у тех же художников были повернуты совсем в другую сторону и удачно внедрены в концепцию «якобы» реалистичного письма. Оставив на память скрытое, но неминуемое ощущение пародии, которое сопровождает каждую, даже наилучшую, соцреалистическую картину. Выставка Ивана Иванова имеет неловкое название "Талантливым он был чрезвычайно" - это так сказал о художнике его коллега и современник Борис Косарев. Как по мне, лучше было бы назвать эту экспозицию "При родах соцреализма". А дополнительную символику добавляет то, что выставка организована из коллекции знаменитого харьковского губернатора Михаила Добкина.

 

К обзору статей |  Случайная статья |  К обзору статей
Copyright © 2010