Сказки, записанные в селе Сура-Погост от Александра Ивановича РадионоваПлотовщик Радионов — сказочник случайный. Рассказывал только для того, чтобы его тоже «записали». К сказкам относится иронически, но, обладая большой памятью, вспомнил, что слышал от других, хотя в то время особенно не прислушивался. Выбирает по преимуществу веселые рассказы, большинство из которых к печати не пригодны.
Солило. О первом рассказе своем про «солило» Радионов утверждал, что это истинное происшествие, героем которого был он сам. Анекдот этот принадлежит к числу распространенных рассказов о ловких обманщиках, пользующихся людской глупостью. Обычно он связан с героем-прохожим (бродягой, солдатом и т. д.). Сказочник поддерживает эту традицию. Рассказ заостряется своим бытовым приурочиваньем; построен он на исторической, близкой еще нам действительности, приурочен к 1922 г.
Как Ивана медведь возил. Вторая сказка «Как Ивана медведь возил» состоит из трех частей: 1) Журавли на веревке, 2) Человек в дупле, 3) Медведь в упряжи. Все эти рассказы принадлежат к типу небылиц, встречаются в различных вариантах, иногда же бывают вкраплены в другие типы сказок. Наиболее близкое нашему варианту сочетание дает запись из сборника Афанасьева. Там мужик ловит журавлей, напоив их пьяными; привязывает к телеге. Журавли подымают телегу на воздух. Мужик обрезает веревки, падает в болото. Через некоторое время он должен снова выехать из дому, но боится журавлей. Его привязывают к телеге. Лошадь подходит к озеру, пьет, выходит из хомута. Охотники гонят медведя, тот попадает в хомут, везет привязанного мужика. Лезет на дерево за медом. Хозяин борти рубит дерево. Ствол раздавливает телегу и пассажира. Медведь убегает. Другое сочетание — человека в дупле и медведя в упряжи — мы встречаем в сборн. Эрлейнвейна и Зеленина. В сборнике Соколовых «Человек в дупле» входит как эпизод в сказку о наказанном любовнике. Бродяга засыпает на осине. Падает в дупло. Дровосек срубает дерево, пугается выскочившего из дупла человека и убегает. Лошадь и телега остаются рассказчику. Он едет в деревню. Дальше развивается обычный сюжет наказанного любовника. Вообще рассказы типа «не любо — не слушай» всегда состоят из большого количества нанизанных эпизодов, и сочетанья их многообразны. Герой сказки хвастается своим полетом, говоря, что он «на ероплане летал». Этот модернизирующий штрих внесен в старую сказку самим молодым рассказчиком и вызвал единодушный восторг всей аудитории.
Зам — откройся. Последняя сказка Радионова «Зам — откройся» — не что иное как восточная сказка об «Али-Бабе и сорока разбойниках». Варианты этой сказки мы имеем у Афанасьева, Смирнова, Худякова, Чубинского. Наиболее интересен вариант Афанасьева, сильно осложненный обрамляющим эпизодом. Бедному крестьянину хотят помочь соседи. Один под благовидным предлогом ссужает его тремястами рублей. Бедняк кладет их в маленку с золой. Жена продает маленку. Второй сосед дает ему пятьсот рублей. Он кладет их в шапку — шапку уносит ворон. Соседи соглашаются отсрочить долг. Бедняк едет в лес за дровами. Дальше развивается история с разбойниками. Разбогатев, крестьянин покупает гостиницу, находит там во дворе маленку с деньгами; а в саду — шапку, которую ворон превратил в гнездо. Интересно, откуда попала эта сказка к Радионову. На Севере нами не зарегистрировано больше ни одного варианта. Вернее всего, что он получил ее из книг и, по всей вероятности, предком ее является именно восточный вариант, так как в русских вариантах не встречается слова: «Сезам», а в немецком, гриммовском, «Сезам» переделан в «Семей». У Радионова же «Зам», безусловно, есть искаженный «Сезам». Интересно, как осмысляет рассказчик непонятное для него слово. На наш вопрос: «Что такое Зам?» он отвечает, что это «Замок»: «Замок, откройся, а теперь все по-короткому говорят. Вот и Зам».
|
К обзору статей | Случайная статья | К обзору статей |
Copyright © 2010 |