Виктория и Алексей Варгины
Папа Карло вновь обретает
своего непослушного сына
— Нет, уж на что лучше быть нищей, да живой! — прочувствованно сказала лиса Алиса, упиваясь чистым горным воздухом.
— А сокровищница-то… прямо мышеловка какая-то, — посетовал Буратино. — Столько добра, а вынести ничего нельзя…
— Почему нельзя? — возразил сказочник. — Ты же слышал, человек с чистой душой…
— Э-э, где этот человек с чистой душой? — протянул Буратино. — Он, может, и не родился ещё. А нормальные люди не станут рисковать жизнью ради золота. Только такие тронутые, как этот Дуремар с котом…
— Жалко Базилио, — всхлипнула лиса. — Где уж ему было остаться с золотом в живых!.. Ведь он воришка, обманщик… и вообще… А всё равно жалко. Совсем свихнулся от этих сокровищ…
— Да, — с грустью согласился дядюшка Роу, — у иных золото отнимает последний разум. Но оно же показывает истинную цену человека. Дуремар был уверен, что никому не сделал зла. Однако зависть и жадность разъели его душу, как ржавчина. Не делать зла — этого недостаточно, чтобы сохранить чистым своё сердце…
— Выходит, Буратино прав и никому не удастся вынести сокровища из-под земли? — спросила Алиса.
И тогда старый сказочник сунул руку за пазуху и вынул перстень с бриллиантом, который ослепительно вспыхнул в солнечных лучах.
— Вот вам ответ, — промолвил он.
— Ура! — что есть сил закричал Буратино. — Ура — чистому сердцу!
— Синьор! — с глубоким почтением сказала лиса. — Зачем же вы высыпали остальные драгоценности?
— Я надеялся, что этим помогу Базилио и Дуремару, — просто ответил дядюшка Роу. — Но, к сожалению, не помог.
— Как жаль! — расстроился Буратино. — Вы стали бы самым богатым человеком на всём побережье.
— Вы заслужили это, дядюшка Роу, — присоединился Пьеро.
— Мои милые друзья, всё получилось так, как нужно. К чему мне больше золота, когда одно это кольцо — целое состояние! Я ведь не зря говорил об этом в пещере.
— Но неужели вам нисколечко не было страшно? — допытывался Буратино.
Старый сказочник рассмеялся.
— Когда-нибудь я расскажу вам об этом, — пообещал он.
— Почему когда-нибудь?
— Да потому что я вижу пожилого мужчину и с ним каких-то кукол. Не иначе это твой папа Карло и твои друзья.
Буратино вскочил.
— Так и есть! — крикнул он. — Папа Карло! А с ним Артемон, Арлекин и даже…
— Мальвина! — без памяти от радости воскликнул Пьеро.
— Сдаётся мне, мальчики, что вы убежали из дома без спроса, — прищурился дядюшка Роу.
Буратино лукаво улыбнулся:
— А кто бы это отпустил нас в подземную пещеру?
…В это время и Артемон заметил путешественников и с радостным лаем кинулся к ним. Следом поспешили папа Карло и куклы. Кладоискатели побежали к ним навстречу.
— Буратино! — ещё издали закричал Арлекин. — Мы ищем вас с самого утра! Хорошо, что Артемон привёл нас сюда. Что вы тут делали?
— Искали сокровища. Что же ещё тут можно делать?
Подоспевший следом папа Карло подозрительно покосился на лису Алису и напустился на мальчиков:
— Безобразники вы, безобразники! — бранился он. — Удрали из дома, никому ничего не сказали! Чему вас только в школе учат?
— В школе нас не учат, — ответил Буратино, — в школе нас мучают.
Пьеро, боясь поднять глаза на Мальвину, пролепетал, что он хотел написать ей письмо, да в спешке забыл.
— Ты и про обещание забыл? — сухо спросила Мальвина, и Пьеро совсем сник.
Но тут за мальчиков вступился старый сказочник.
— Не ругайте их строго, — попросил он. — Ребятки действительно отправились на поиски сокровищ. Это редкий шанс, который нельзя было упустить и о котором никому не говорят заранее — можно сглазить.
— И где же ваши сокровища? — поинтересовался Арлекин.
— Сокровища пришлось оставить в пещере. Но это случилось уже в конце. А сначала…
И Буратино, усевшись на тёплую землю, повёл удивительный рассказ о приключениях и опасностях, пережитых в волшебном лабиринте. Арлекин, изнывая от зависти, сто раз успел показать ему кулак, а Мальвина не сводила восторженных глаз с Пьеро.
— Я, конечно, повидал чудеса, благодаря тебе, сынок, — сказал папа Карло, — но в то, что ты рассказал, даже мне поверить трудно… Может, ты кое-что присочинил? Скажем, про кота и Дуремара?
— Да? А вон тех каменных красавцев ты видел? — и Буратино ткнул пальцем в сторону серых статуй. — Можешь подойти поближе и познакомиться. Всё остальное тоже чистая правда, верно, дядюшка Роу? Покажите-ка, кстати, моему папе перстень из тайника, пусть он перестанет сомневаться.
Сказочник во второй раз вынул дорогую добычу.
— Ну и ну! — только и сумел сказать папа Карло.
— Ничего себе штучка! — присвистнул Арлекин.
А Мальвина осторожно, точно боясь обжечься, дотронулась пальчиком до сверкающего бриллианта.
— Ах, какая прелесть, — чуть слышно прошептали её губы, — какая прелесть…
И тут произошло то, чего не ожидал и не мог предположить никто, даже умудрённый сказочным опытом дядюшка Роу: Пьеро полез в свой карман и, достав оттуда драгоценный браслет, неловко протянул его Мальвине.
— Я взял его для тебя… — густо покраснев, сказал он.
— Как, значит, ты тоже!.. — воскликнул Буратино, у которого глаза на лоб полезли от изумления. — И ты не побоялся?!
— Ещё как боялся, — признался Пьеро. — Но мне так хотелось сделать подарок Мальвине…
А девочка с голубыми волосами одела на руку маленький, словно нарочно для неё сделанный, браслет и с благодарностью, при всех, поцеловала Пьеро.
Дядюшка Роу смахнул слёзы с глаз.
— Как это прекрасно, — сказал он, — как это прекрасно!.. Какие чудеса может совершать настоящая любовь!.. Я всегда это знал, я всю жизнь об этом писал, а вот свидетелем стал впервые… Поистине это самое великое чудо из всех чудес этого волшебного дня…
— …который, кстати говоря, уже кончается, — напомнил присутствующим папа Карло. — Время обеда давно прошло, и все мы голодны. Пора возвращаться домой.
— С удовольствием, папочка! — послушно ответил Буратино.
— Знаете, ещё час назад я был расстроен и озабочен, — говорил папа Карло, — а сейчас чувствую какой-то необыкновенный, праздничный подъём духа. Пойдёмте-ка все к нам, я накрою по такому случаю королевский стол. Синьор сказочник, буду счастлив видеть вас у себя в гостях. Я так благодарен вам за заботу о моих сорванцах!.. Алиса, не стой в стороне, как бедная сиротка, я приглашаю и тебя!
Лиса Алиса с признательностью посмотрела на папу Карло и присоединилась к весёлой компании.
Но больше всех ликовал Буратино.
— Ура-а! — закричал он. — Идёмте все к нам! Дядюшка Роу, а почему бы вам вообще не остаться в театре «Молния»? Вы станете писать пьесы для наших спектаклей и будете режиссёром, а в остальное время сочиняйте свои любимые сказки!
— Синьор сказочник, а ведь малыш говорит дело, — подключился папа Карло. — На старости лет не годится оставаться одному.
— Согласен с вами, — ответил дядюшка Роу. — Я с удовольствием буду писать для вашего театра, но… у меня есть одно условие.
— Какое? — выпалил Буратино.
— У вашего театра не самое удачное название. Я стану в нём работать, если он будет переименован.
— Но как? — озадаченно спросил мальчик.
— Пусть он называется «Буратино». Кукольный театр «Буратино»! Надеюсь, это не пойдёт во вред твоей скромности?
— Надеюсь, что нет, синьор! — счастливо засмеялся Буратино.
Кукольный театр "Буратино"
даёт сказочное представление
…Прошло не так много времени, и кукольный театр, который теперь носил имя Буратино, давал новое сказочное представление под названием «По следам золотого ключика, или Новые приключения деревянного человечка и его друзей». Это была история захватывающих похождений Буратино.
Дядюшка Роу сумел написать и поставить эту пьесу очень необычно и безумно увлекательно. К этому стремится каждый режиссёр, а дядюшка Роу оказался талантливейшим из всех.
Когда заиграли трубы и занавес поднялся, переполненный зал взорвался аплодисментами: на сцене появились любимые герои публики.
Роль Буратино играл, разумеется, сам Буратино. Папа Карло сыграл и себя, и, чудесным образом перевоплотившись, бородатого Карабаса Барабаса. По мере того как действие спектакля разворачивалось, на сцене появились кот Базилио и лиса Алиса. Незадачливого кота играл Арлекин, одетый в потёртую серую шкуру, а хитрую лису… сама лиса Алиса собственной персоной. Да-да, приглашённая в театр «Буратино», Алиса охотно покончила с бродячей жизнью и проявила такой артистический талант, который сулил ей блестящее будущее театральной примы. В новом спектакле лиса Алиса, помимо своей роли, непревзойдённо сыграла черепаху Тортилу.
Пьеро и Мальвина представляли собой влюблённую пару: их счастье было таким неподдельным, что публика в зале затаённо вздыхала.
Дядюшка Роу не обделил ролями и себя. Он с одинаковым мастерством изображал столяра Джузеппе и, конечно, старого, мудрого сочинителя сказок.
А в первом, почётном ряду зрительного зала сидел настоящий Джузеппе, приглашённый совершенно бесплатно, и всё приговаривал:
— И какой же я был осёл — отдал такое полено! Какой же я болван!..
…Во втором действии герои спектакля отправились на поиски сокровищ и в конце долгого, тернистого пути нашли заветный клад. Зал следил за происходящим затаив дыхание, и никому даже в голову не приходило, что многое из увиденного случилось с Буратино, его друзьями и недругами в реальной жизни.
В самый напряжённый момент, когда на пути к выходу решалась судьба героев, какой-то мальчуган в пятом ряду звонко крикнул:
— Не бросай сокровища, Буратино! У тебя же самое отважное и чистое сердце на свете!
Буратино смутился и растерялся, но вовремя вспомнил, что действие пьесы нельзя изменять произвольно, и выбросил драгоценности, к большому разочарованию зрителей. Они никак не хотели смириться с тем, что их любимый герой остался без награды, и награждали Буратино громом аплодисментов и оваций.
…За премьерой последовало второе представление, и третье, и четвёртое… Спектакли шли каждый вечер уже более месяца, а зрителей по-прежнему было так много, что на всех не хватало билетов. К тому же многие приходили в театр по нескольку раз — так понравилась им пьеса дядюшки Роу в исполнении талантливых актёров.
Это был настоящий и даже какой-то затянувшийся триумф, но дядюшка Роу стал замечать, что радость на лице Буратино как-то тускнеет день ото дня.
— Что с тобой, дружок? — однажды спросил он. — Тебе надоело играть наш спектакль? Не расстраивайся, скоро я напишу что-нибудь новенькое, вот увидишь!
— Это хорошо, — ответил Буратино, — но меня угнетает совсем другое. Я никак не могу забыть о зелёном тумане, в котором растворился Карабас Барабас. Всякий раз, когда папа Карло, переодетый Карабасом, исчезает на сцене за зелёным флёром, я думаю: жив ли бедный доктор кукольных наук? И что скрывается в пещере за этим туманом?
— У тебя доброе сердце, Буратино, — похвалил его дядюшка Роу, — доброе и чуткое. И скажу тебе: оно не случайно томится. Видишь ли, на днях я опять просматривал волшебную книгу и вдруг…
— Что?! — выкрикнул Буратино.
— Я обратил внимание на первую, заглавную, страницу, которую я не принимал в расчёт и потому не прогревал её.
— И что же, что?! — у Буратино от волнения даже закружилась деревянная голова.
— Когда я прогрел и прочитал её, я понял, что твои приключения, малыш, ещё далеко не кончились. Вот слушай, о чём повествует волшебная книга:
«И найдено будет волшебное полено, и выструган из него деревянный человечек, по имени Буратино. Будет Буратино добр и отважен, и откроются перед ним волшебные двери, ибо за зелёным туманом его ждёт Страна Счастливых Снов».
Буратино долго смотрел на старого сказочника, не в силах вымолвить ни слова.
— Выходит, мне предстоит отыскать зелёный туман? — наконец спросил он. — И уйти в него, как ушёл Карабас?
— Выходит так, — ответил дядюшка Роу. — И даже я, старый сказочник, не могу представить, что ожидает тебя там. Но зато я хорошо знаю, что от своей судьбы не уйти. А Страна Счастливых Снов, судя по всему, твоя судьба, Буратино. Ты не боишься?
— Нисколечко! — воскликнул Буратино. — Я готов идти прямо сейчас!
Дядюшка Роу покачал головой.
— Подожди чуток, — сказал он. — Перед большим и, судя по всему, нелёгким путешествием всегда следует сделать паузу и сказать: «На сегодня всё, остальное — будет завтра!»
— Я понял, понял! — подхватил Буратино. — Это как в театре: «Уважаемые зрители, занавес закрывается. До новой встречи, друзья!..»
|