ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ СТАНДАРТОВПонятие «массовая культура» базируется на исходной и опорной для него категории «культура». Поэтому первоначально обратимся к вариантам трактовки именно этой исходной категории. Количество подобных трактовок насчитывает несколько сотен, что само по себе свидетельствует о многогранности содержания данного явления. Для наших целей достаточную концептуальную опору составят два направления в характеристике исследуемой категории — широкое и узкое. Первое дает представление об общем контексте категории понятия «культура», второе — помогает операциональному его использованию в нашем дальнейшем анализе. Культура в широком (философском) смысле слова — это совокупность материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов и состояний человека и видов его деятельности. Это «память» коллектива, но вместе с тем и целенаправленная деятельность, в которой человек реализует свои высшие потенции. Краткая и наиболее часто используемая в деловой и политической повседневности расшифровка понятия «культура» звучит как «совокупность ценностей норм, стандартов поведения», принятых в том или ином сообществе, государстве, коллективе. Именно на действующих, воплощенных в традициях или определенных в артефактах ценностях и нормах базируется историческое расслоение опорных типов культуры. Можно предположить, что уже в каменном веке были такие верования, ритуалы и обряды, на проведение которых и участие в которых допускались не все сотеменники. Сгедовательно, уже там нужно искать и содержательную, и художественно-языковую дифференциацию искусства по социальному признаку. Расслоение культурных стандартов — отнюдь не порождение нового времени. Уже на стадии первобытного общества происходит дифференциация культурных навыков по линии мужских и женских стандартов, специфики норм поведения вождей племен, обычных жителей и жреческой прослойки. Эти различия не только осознавались — они демонстрировались самыми разнообразными способами. Для демонстрации существующей дифференциации применялись украшения, татуировки, особенности одежды и прически, особые роли в ритуальных действиях. Культуролог и социопсихолог К. Юнг подчеркивает: Фигура знахаря и вождя является путеводной в процессе персонификации. Оба выделяются благодаря странности своих нарядов и образа жизни. О том, как именно подобное выделение происходило, дает, в частности, представление южно-американских индейцев племени киче. По этой версии знаки отличия для правителей были дарованы свыше. В чудом уцелевшем интереснейшем эпическом памятнике поздних майя-киче «Пополь-Вух» дается перечисление этих знаков: балдахин, трон, флейты, сделанные из костей, барабаны, желтые бусы, когти пумы, голова ягуара, ожерелье из раковин, маленькие тыквы, перья попугая, перья белой цапли и др. О значении татуировок в различении статуса индивидуумов в древности наглядно напомнила найденная археологами на Алтае н 1991 г. мумия знатной женщины из хорошо сохранившегося захоронения. По мнению исследователей, о знатности женщины свидетельствовала сохранившаяся татуировка на лбу и предплечьях. Спонсор статьи предлагает рекламу в Интернете, продвижение сайтов и раскрутку сайтов.
|
К обзору статей | Случайная статья | К обзору статей |
Copyright © 2010 |