Женитьба

Комедия Гоголя – «Женитьба». Это сатирическое, новаторское произведение с обилием гротеска, гиперболы. Ее главная мысль о том, что в современной жизни денежный расчет подчиняет себе и честь и любовь. 29 апреля 1830 года Гоголь писал Щепкину: «Комедию мою…я теперь переделал и переправил и она несколько похожа на что-нибудь путное. Я ее назначаю таким образом, чтобы шла она вам и Сосницкому в бенефис здесь и в Москве, что, кажется, случается в одно время[1]». Однако впервые пьеса пошла в Москве в Большом театре в бенефис Щепкина только 5 февраля 1843 года. В репетициях принимал участие Аксаков, который хлопотал о том, чтобы пьеса была понята и актерами и зрителями. Газета «Московские ведомости» высоко оценила спектакль. И, наконец, в 1842 году Гоголь отдал в театр «Игроков». Премьера состоялась 5 февраля 1843 года, но большого успеха спектакль не имел, так как публика не поняла новаторской сущности пьесы и упрекала автора за отсутствие женских ролей и любовной интриги.

Особое место в репертуаре Малого театра занимают произведения Пушкина. Осенью 1830 года, живя в Болдине, гениальный поэт закончил четыре маленькие трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Пьесы эти - выдающиеся художественные произведения и вместе с тем философские трактаты, в которых Пушкин пытался решить важнейшие проблемы жизни. К сожалению, в рассматриваемый мною период пьесы Пушкина ставились крайне редко. Щепкин играл роль Сальери, которая, по отзывам современников, ему не удалась. С огромным успехом играл он Барона в «Скупом рыцаре». Зато, в Малом театре постоянно шли инсценировки пушкинских произведений. Например, А.А. Шаховской переделал для сцены «Руслана и Людмилу» и «Бахчисарайский фонтан», хотя и в сильно ухудшенном варианте, который не шел ни в какое сравнение с великими поэмами. Успешно были поставлены «Цыганы» с ролью Земфиры в талантливом и страстном исполнении Н.В. Репиной 29 января 1832 года, а также кантата Верстовского на слова Пушкина «Черная шаль», которую включил в свой концертный репертуар Мочалов и впоследствии замечательно ее исполнял.

В завершении раздела я хотела бы несколько слов сказать и о произведениях зарубежной классической драматургии, которым отводилась большая роль в репертуаре Малого театра. С особым успехом шли драмы Шиллера и Шекспира. 27 ноября 1825 года на московской сцене состоялась премьера «Марии Стюарт» Шиллера, которая вызвала оживленную дискуссию в обществе. Аксаков ужасался социальной остротой и непримиримостью пьес немецкого драматурга, Герцен же с восторгом писал: «Шиллер остался нашим любимцем; лица его драм были для нас существующие личности, мы их разбирали, любили и ненавидели, не как поэтические произведения, а как живых людей. Сверх того мы в них видели самих себя»[2]. Актеры Малого театра породнили с русской сценой и пьесы Шекспира. Творчество его достаточно широко было представлено зрителю: «Гамлет» в поэтичном и высокохудожественном переводе Н.А. Полевого, с очень проникновенной игрой Мочалова в главной роли, «Отелло», «Король лир», Венецианский купец», «Ромео и Джульетта» и многие другие. Одна за другой появлялись на сцене пьесы Мольера - «Скупой, «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», ставился также «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» Бомарше.

Из всего этого можно отметить широту литературных взглядов артистов Малого театра, их хорошую осведомленность относительно классических и новых произведений русской и западной драматургии. Актеры, пожалуй, знали все, что могло их заинтересовать, помочь обогащению театрального репертуара. Они сознавали общественное значение своего искусства, свою нравственную и гражданскую ответственность перед обществом, всеми силами старались отстаивать и сохранять признание Малого театра вторым университетом Москвы, ее кафедрой и трибуной.

Другие статьи о русской культуре Вы можете прочесть на сайте РУДН, в разделе социально психологического обучения.
Автор: Аненкова Н.И., менеджер по продаже недвижимости в Болгарии.


[1] В. Канаева, Е. Струтинская, «Указ. соч.», с. 94

[2] В. Канаева, Е. Струтинская, «Указ. соч.», с. 96

 

 

К обзору статей |  Случайная статья |  К обзору статей
Copyright © 2010